04.11.2011

Город яркой судьбы и воинской доблести

 

Город яркой судьбы и воинской доблести

4 ноября – День Казанской иконы Божией матери (именно на нее неустанно молились во время польской интервенции начала XVIIвека русские воины) – с 2005 года в нашей стране отмечается как День народного единства. Сегодня эта дата призвана напомнить о славной истории Российского государства, когда благодаря сплоченности нашего народа была восстановлена независимость страны.

Существует ряд исторических доказательств, подтверждающих, что в 1612 году Ярославль также вел героическую борьбу против захватчиков. Об этом говорилось на выездном совещании городской общественной организации «Ярославль-2000», посвященному вопросу о присвоении Ярославлю звания города воинской славы. Кроме 1612 года были названы и другие события, к которым наш город имел непосредственное отношение, – нашествие монголо-татарского племени, война 1812 года, Великая Отечественная война. Если рассматривать Ярославль в свете военных событий этих лет, неоспоримым становится тот факт, что он внес большой вклад в историю развития всего государства, а ярославцы продемонстрировали образец героизма и сплоченности.

На встречу с представителями общественности были приглашены первый заместитель мэра города Ярославля по вопросам развития городского самоуправления и взаимодействия с органами власти В.В. Величко, начальник управления организационной работы, муниципальной службы и связям с общественностью мэрии города Ярославля Е.Г. Ушакова, а также кандидат исторических наук, доцент кафедры отечественной истории ЯГПУ имени К.Д. Ушинского Н.В. Дутов.

Рассказывает Николай Владимирович Дутов.

– В первую очередь, стоит сказать о 1238 годе, времени нашествия монголо-татар. Долгое время считалось, что Ярославль, не дождавшись помощи союзников, потерпел поражение. Но есть факты, подтверждающие, что ярославцы боролись с ордынцами. Так, совсем недавно при раскопках фундамента Успенского собора в старых колодцах были обнаружены захоронения тех лет (о чем свидетельствуют лабораторные исследования) нескольких сот жертв – детей, женщин, мужчин старшего возраста. Следовательно, все трудоспособные мужчины воевали.

Следующий весьма важный этап – это роль Ярославля в событиях Смутного времени (начало XVIIвека). Известно, что еще в мае 1609 года жители отстояли свой город: поляки не смогли захватить основные оборонительные узлы – Кремль (Стрелку) и Спасский монастырь – и прекратили все дальнейшие наступления.

Именно благодаря тому, что Ярославль являлся свободным, богатым и развитым городом, в 1612 году он на четыре месяца стал временной столицей нашего государства. Ярославль сыграл большую роль в формировании нового земского ополчения, здесь проходили различные переговоры, размещался монетный двор, где печатали деньги не только для ополчения, но и на всю страну. Для содержания ополчения в городе также шел сбор налогов.

В это же время в Ярославле вспыхнула эпидемия моровой язвы, унесшая много жизней. Часть людей покинула город, в том числе члены ополчения, военачальники, другие пытались остановить мор, закрыв границы города. 24 мая 1612 года в Ярославле прошел крестный ход с иконами Толгской Богоматери и Спаса Нерукотворного, обнаруженной в старой часовне будущего Кирилло-Афанасиевского монастыря. После молебна и крестного хода мор в городе прекратился.

Во время войны 1812 года Ярославль, к счастью, нападению врагов не подвергся, но у нас формировались регулярные полки, и наша земля дала огромное количество героев, например, братья Тучковы. Именно здесь, в Ярославле, очень четко проявились основные тенденциигорода-тыла, которые впоследствии смогли оформиться в традиционные формы организации борьбы с любым нашествием.

Эти направления активно проявились и в годы Великой Отечественной войны. Надо сказать, что Ярославль и здесь, и снова к счастью, не оказался под оккупацией немецких войск. Боевые действия остановились в 50-ти километрах от границ нашей области. Но от бомбежек пострадало много мирных жителей города. Ярославль принял огромное количество эвакуированного населения, жители помогали выхаживать больных ленинградцев. Много средств, продуктов сельского хозяйства город и село выделяли на восстановление сил детей из блокадного Ленинграда.

Подводя итог, хочу подчеркнуть, что все вышеперечисленные факты дают полное право считать Ярославль городом воинской славы.

Редакция:Чудесное избавление от мора в эпоху Смутного времени было воспринято как знамение, и в 1615 году на священном для жителей Ярославля месте обретения иконы Спаса Нерукотворного была основана Кирилло-Афанасиевская обитель. В настоящее время в стенах этого монастыря находится список того самого образа, с которым ходили Минин и Пожарский, собирая ополчение в Ярославле, перед которым молились о победе русского оружия над поляками и избавлении от моровой язвы.

«Заводская жизнь» уже сообщала о начавшемся восстановлении в Ярославле единственной в городе мужской обители – Кирилло-Афанасиевского монастыря. По словам его настоятеля игумена отца Феодора (Казанова), такое сложное, но благодатное дело, как возрождение обители, будет способствовать единению ярославцев, укреплению не только духовной жизни горожан, но и благодарной памяти о патриотическом прошлом нашего народа. В будущем есть желание открыть экспозицию, посвященную ополчению Минина и Пожарского и участию ярославцев в этом движении, а также поставить поклонный крест.

Монастырь примет любую помощь со стороны горожан. Обращаться можно по адресу: площадь Челюскинцев, 17А, телефон: 73-04-14.

В. Решетникова

Яндекс.Метрика