18.03.2013

Великий Пост

Великий Пост: 18 марта – 4 мая

Слово «пост» имеет в русском языке, как и в латыни, два смысла. Пост как время воздержания и пост как место, где находится караульный, дежурный солдат. Так вот, в латинском языке, откуда к нам это слово, скорее всего, и пришло, оно означает точно то же самое. Пост – это время, когда душа должна становиться на страже, когда христианин сугубо вспоминает, что он солдат. Каждый из нас, независимо от возраста и от пола, – воин Христов. И каждому из нас вверена в защиту святыня небывалой ценности. Сам Творец миров снисшел к нам и распялся «нас ради человек и нашего ради спасения». Церковь всегда призывает к тому, чтобы человек стоял на страже чистоты своей души, чтобы он не впускал сюда зло.

От Творца людям дан великий дар – дар гнева. Помните «Бог гнева и печали»?         Мы с вами неправильно пользуемся теперь гневом и ненавистью. Вместо греха мы гневаемся на грешника. Вместо зла мы зачастую гневаемся просто на людей, даже на Бога гневаемся. Но это уже вопрос, действительно, топор бывает страшен в неумелых и злых руках. Но в самом топоре нет ничего плохого.

Так вот, чтобы таких приключений было поменьше, человек должен сражаться с этими грешными помыслами. Вот когда человек согласился на грех – это ещё не всё. Потому что дальше некая борьба ещё может продолжаться. Голос совести всё-таки может шепнуть, что так не следует. Ещё что-то. И вот дальше человек может оказаться в состоянии пленения. Греховное пленение – это когда моя душа не желает зла, но грех меня тащит. Я каюсь в этом грехе, я не хочу в принципе его хоть какой-то частью своей души, но нет во мне сил от него избавиться. Это пленение грехом.

Но хуже состояние, которое называется «страсть», – когда человек сознательно стремится всецело ко греху. Он не просто отдаётся ему, а отдаётся с наслаждением. Вот такое страстное пленение. Когда человек попал в состояние страсти или даже пленения, то избавиться от греха уже очень тяжело. Поэтому лучше бить грех, когда он ещё мал. Преподобный Серафим Саровский дал такой совет: «Надо почаще спрашивать себя: Господи, как мне умирать будет? Вот, если я в таком состоянии, как сейчас, и если моя жизнь на этом кончится, что с того? Каким я пред Богом предстану?»

Великий Пост – это время, когда человек находится в пути. Это путь к Пасхе. И поэтому, поскольку мы в пути, как ни странно, Великим Постом, оказывается, меньшее богослужение. Великим Постом не служится Литургия. Другие службы дневного цикла, суточного цикла остаются, а Литургия не служится. Она служится только по субботам и воскресеньям, но суббота и воскресенье считаются в православной традиции праздничными днями в любом случае – это не постовые дни. Это очень важно понять: суббота и воскресенье не входят в число дней Великого Поста. Суббота и воскресенье – это не пост, поэтому там Литургия служится, а в остальные дни – нет. И только в среду и пятницу для тех людей, которые сугубо желают причаститься, допускается Причастие, – они могут прийти в храм и причаститься, но Дары не освящаются ради них в эти дни, а они причащаются Дарами, которые были освящены заранее, в предыдущее воскресенье.

Хотя суббота и воскресенье Великого Поста считаются не постными днями, но праздничными, тем не менее, в смысле диеты, так сказать, пост в эти дни продолжается, хотя с некоторым послаблением. Иногда в некоторых храмах, в семинариях даже рыба разрешается в воскресенье и т.д.

Свт. Иоанн Златоуст так пояснял смысл поста: «Ты подсчитай, сколько денег стоит твой скоромный обед, когда ты ешь мясо. Затем подсчитай, сколько будет стоить твой обед, если ты будешь без мяса есть, а разницу отдай нищим». Вот это, говорит, смысл поста. Чтоб не просто самому питаться, а чтобы за счёт этого образовывались лишние деньги, которыми можно было бы помочь человеку. Пост – это время, когда мы должны быть христианами чуть больше, чем обычно. А быть христианином – это означает не только любить Бога, но и ближнего своего.

Материал сайта «Православие и мир»

 

22 марта — день памяти 40 мучеников, в Севастийском озере мучившихся

В 320 году в городе Севастия стояло римское войско. В нем было 40 воинов-христиан. Военачальник принуждал их принести жертву идолам, но воины отказались. Тогда их арестовали и связанными повели к озеру. Воинов раздетыми поставили в покрытое льдом озеро.

Утром один из воинов не выдержал страданий. Он вышел из озера, отрекся от Христа, поспешил к теплой бане и тотчас упал мертвым.

Вскоре тюремный сторож Аглай увидел, как над мучениками, оставшимися в озере, заблистал неземной свет. Аглай был так потрясен этим чудом, что объявил себя христианином и присоединился к мученикам.

Мучители увидели, что воины-христиане не только не замерзли, но даже отогрелись. Тогда мучители перебили им голени и побросали людей в огонь, а потом обугленные кости мучеников сбросили в реку.

Через три дня мученики явились епископу Петру во сне и рассказали о своем подвиге. Он собрал их кости и с честью похоронил. 

27 марта

Феодоровской иконы Божией Матери

Икона эта особенно достопамятна тем, что в присутствии ее в 1613 году Марфа Ивановна Романова благословила юного сына своего Михаила Феодоровича на российский престол.

Известно, что она не решалась дать свое согласие, и архиепископ Феодорит, взяв в руки икону, сказал: «Если не склоняетесь на милость ради нас, по крайней мере, ради чудотворного образа Царицы всех и Богоматери, не преслушайтесь и сотворите повеленное вам от Бога. Ибо воистину от Бога вы избраны. Не прогневайте всех Владыку и Бога».

При виде лика Богоматери Марфа Ивановна была глубоко тронута: поверглась ниц перед иконой и долго молилась, потом подвела сына к иконе, благословила его и сказала: «Тебе, Владычице, поручаю сына моего! Да будет Твоя святая воля над ним».

Избранный царь немедленно был возведен на престол. Это происходило в 1613 году, 14 марта, и потому в этот день поставлено праздновать Феодоровской иконе Богоматери. 

30 марта

Преподобного Алексия,

человека Божия (411 г.)

В IV веке жил в Риме со своей женой один богатый и знатный человек. Лишь одного не имели они в утешение жизни – детей и усердно молили Господа даровать им ребенка. Господь услышал их молитву: у них родился сын, которого они назвали Алексием.

Когда Алексий достиг совершеннолетия, родители нашли ему невесту и обвенчали их. Но в первую же брачную ночь Алексий вернул своей жене золотой обручальный перстень и оставил ее. Он снял с себя дорогую одежду, надел ветхую и тайно покинул родительский дом и свой родной город.

Алексий раздал нищим все, что имел при себе, а сам стал жить при церкви Пресвятой Богородицы и просить милостыню. День и ночь он молился, каждое воскресенье приобщался Св. Тайн. Добровольно отказавшись от своих родителей, жены и богатства, он в смирении, чистоте и нищете угождал Богу. 

Через 17 лет Алексий вернулся в Рим и, никем не узнанный, попросил у своего отца разрешения поселиться в его доме. Стал жить Алексий у ворот отцовского дома. Он молился непрестанно Богу и с величайшим смирением переносил нищету, являя до конца жизни пример христианского терпения.

В доме своих родителей Алексий прожил 17 лет. Почувствовав приближение смерти, он взял хартию и описал свою жизнь, прося прощения у родителей и жены.

В день его кончины Папа Римский Иннокентий служил в соборе литургию. Во время службы из алтаря раздался вдруг голос: «Ищите человека Божиего в доме Евфимиана!» Все поспешили туда, но святой уже умер.

Лицо его сияло как солнце, от тела исходило благоухание, а в руке зажата была хартия. Сам император взял ее из рук Алексия и в присутствии собравшихся прочитал. Только тогда его отец, мать и жена узнали, кем был этот неведомый нищий, живший около их дома.  

31 марта

Свт. Григория Паламы, архиеп. Фессалонитского

Во второе воскресенье Великого поста Церковь вспоминает одного из великих богословов – святителя Григория Паламу, архиепископа Фессалонитского. Он жил незадолго до падения Константинополя - в конце ХIII-начале XIV веков.

Григорий был сыном знатных родителей и получил разностороннее образование, но государственной службой или ученой карьерой не увлекся, а удалился на св. гору Афон, где жил долгое время в уединении и безмолвии.

Известен свт. Григорий Палама также защитой монашества и исконного учения Церкви – о нетварных энергиях Божиих. Свт. Григорий утверждал, что Сам Бог являет Себя миру и человеку в Своих энергиях; что энергия Бога – это не одно из Его творений, а это Он Сам, обращенный к Своему творению.  

7 апреля

Благовещение Пресвятой Богородицы

Бог послал ангела Гавриила в город Назарет к Деве Марии, обрученной с потомком царя Давида – Иосифом. Ангел вошел к ней со словами: «Радуйся, Благодатная! Господь с тобою; благословенна Ты между женами». Мария смутилась от этих слов, размышляя, что бы они значили.

Ангел сказал ей: «Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога. У Тебя родится Сын, и Ты дашь Ему имя Иисус. Он будет велик, ибо Он – Сын Бога Всевышнего». Мария спросила ангела: «Как же это будет? Ведь я Дева?» Ангел ответил: «Святой Дух будет с Тобой. Богу все возможно». Мария сказала: «Я раба Господня. Да исполнится все, что ты сказал». И ангел покинул ее.  

Пречистая Дева Мария окончательно принимает Благую Весть, благодаря Господа в Своей песни:

Величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем.

Яко призре на смирение рабы Своея, се бо отныне ублажат Мя вси роди.

Яко сотвори Мне величие Сильный, и свято имя Его, и милость Его в роды родов боящимся Его.

Сотвори державу мышцею Своею, расточи гордыя мыслию сердца их.

Низложи сильныя со престол, и вознесе смиренныя; алчущия исполни благ, и богатящияся отпусти тщи.

Восприят Израиля отрока Своего, помянути милости, яко же глагола ко отцем нашим, Аврааму и семени его даже до века.

28 апреля

Вход Господень в Иерусалим,

или Вербное воскресенье

День последнего входа Господа в Иерусалим есть день великого торжества. Что же это за торжество, обнимающее собою все прежние торжества недель Великого Поста? Что за торжество, по которому Иисус награждается такой величайшей встречей, когда со всех сторон слышны крики: «Осанна! Спасение! Благословен грядущий во имя Господне!» Что это за торжество, куда идет Спаситель, что за путь держит?

Это начало пути на Голгофу, и встречают Его как Царя, как Спасителя и Освободителя, который идет в царство, открываемое Голгофой, царство, которого Он был и Царем, и Служителем всегда, а сейчас, здесь, при этом входе — особенно. Таким образом, все торжество православного переживания жизни, наконец, концентрируется в двух словах: торжество служения. Если говорить о Христе — это торжество Царского служения.

Служение прежде всего выражается в готовности к самопожертвованию, к смиренному отказу от амбициозности, от «первых мест», куда так хочет себя поставить собственное тщеславие. Служение — это готовность быть всем для всех. Служение — это неискание ничего для себя, не только почета или каких-либо выгод, но даже и благодарности. Служение — это жизнь, в которой всегда есть готовность к спокойному и добровольному перенесению всяких обид, потому что это норма падшей жизни: те, кто служат, как раз и подвергаются обидам и поношениям. Служение — это есть та жизнь, в результате которой человек получает достоинство царского священства, потому что в служении он становится подобен Иисусу Христу, Который послужил, будучи и Царем, и Первосвященником.

И это наше торжество, трудное и трудно понимаемое сердцем; это служение, к которому трудно идут ноги, потому что сами поворачиваются обратно. Служение трудно, потому что заставляет делать то, что не хочется, и потому в служении преодолеваешь себя, но в служении есть также и торжество нравственной мысли, потому что на деле выше оказывается не тот, кто себя не преодолевает, а плывет, так сказать, по течению своих похотей, желаний и ощущений, а тот, кто как раз себя преодолевает, свои похоти, стремления, даже свои умозаключения и, преодолевая, идет навстречу самоотверженному делу своей жизни. И потому в служении есть подлинное торжество.

Наконец, служение и потому так высокоценно, что если и говорить о нем как о деятельности, то деятельность эта всегда окрашена глубочайшим смирением. Служение смиренно по своей природе, смирение — это та платформа, с которой начинается правда Божия и победа Божия в человеческом мире. Смирение есть нравственная оболочка торжества.

Торжественно входя в Иерусалим, Спаситель завершает Голгофский путь, великий путь Своего служения. И нас, верующих в Него, Господь ждет и призывает совершить в смирении и простоте великий подвиг, который является Торжеством Православия и должен стать делом нашей жизни.

В России в день памяти Входа Господа в Иерусалим установилась традиция приходить в храм с веточками вербы, которая обычно к этому времени уже распускается и бывает покрыта пушистыми сережками (отсюда и другое название праздника – Вербное воскресенье). Священник кропит веточки святою водою, а прихожане потом украшают ими домашние иконы.

Материал сайта «Православие и мир»